Логическая защита шин (ЛЗШ)

ЛЗШ - принцип действияСегодня логическая защита шин является неотъемлемой частью системы релейной защиты и автоматики распределительных устройств 6-35 кВ. Ее распространению способствовал переход от электромеханической элементной базы к микропроцессорным блокам РЗА. Еще 15-20 лет назад вы вряд ли бы увидели ЛЗШ в проекте.

Назначение ЛЗШ

Логическая защита шин нужна, чтобы сократить время отключения коротких замыканий на шинах 10 кВ.

При коротком замыкании на шинах 10 кВ логическая защита шин устраняет его практически без выдержки времени (0,1-0,15 с), а при замыкании на присоединении – ЛЗШ блокируется, позволяя устранить КЗ нижестоящим защитам.

Простые защиты, вроде максимальной токовой, не могут выполнить селективное отключение короткого замыкания на шинах 6-35 кВ без выдержки времени, что приводит к увеличению повреждения в распределительном устройстве, особенно на уровнях распределения “ПС” и “РТП”, где уровень токов коротких замыканий обычно высок.

Стандартное время срабатывания МТЗ ввода 6-10 кВ – 1-2 секунды, против 0,1-0,15 секунд у ЛЗШ. Выигрыш в быстродействии очевиден.

Область применения ЛЗШ

В основном логическую защиту шин применяют для радиальных распределительных сетей 6-35 кВ, особенно массово для напряжения 6-10 кВ.

Большое количество присоединений в таких сетях не позволяют эффективно использовать дифференциальные защиты шин (дорого) и неполные дифференциальные защиты шин (обычно защищают реактированые линии, которые редко применяют в распределительных сетях).

В этих условия ЛЗШ является единственной недорогой защитой, позволяющей быстро отключить короткие замыкания на шинах 6-35 кВ.

С осторожностью нужно применять ЛЗШ на подстанциях с крупными двигателями 6-10 кВ, которые могут давать подпитку внешнего короткого замыкания с уровнем тока, достаточным для пуска защит присоединений и вводов РУ. Это может привести к ложной работе ЛЗШ с неселективным отключением секции 6-10 кВ или блокировки ЛЗШ при ложном пуске защит присоединений.

В последнее время ЛЗШ, для удешевления проектов, стали применять в кольцевых сетях с многосторонним питанием (шины 6-35 кВ ПС, РП, ГТЭС и т.д.). Для этого пусковые органы защит выполняют направленными. Данный вариант нужно всесторонне рассматривать с учетом надежности системы релейной защиты и в случае особо ответственных объектов, отдавать предпочтение дифференциальной защите шин!

Структура ЛЗШ

ЛЗШ — это распределенная защита. Она не находится в одном конкретном терминале, а распределена по защитам вводов, СВ и отходящих присоединений (линий, трансформаторов, двигателей, БСК и т.д.).

Так как защита шин 6-35 кВ осуществляется вводными и секционным выключателями, то именно в терминалах ввода и СВ реализована отключающая токовая ступень (ЛЗШ), работающая с минимальной выдержкой времени (0,1-0,15 с).

Пусковые органы защит нижестоящих присоединений дают информацию о том, есть ли замыкание на присоединении, и в случае его наличия, замыкают выходные контакты своего терминала для передачи сигнала на терминалы ввода и СВ. Это выходной сигнал называется “Блокировка ЛЗШ”.

Блоки защиты присоединений соединены с блоками ввода и секционного выключателями медными шинками для передачи сигнала по схеме “выходные контакты – дискретный вход”. В настоящее время, рассматривается вопрос передачи сигналов “Блокировка ЛЗШ” посредством информационных каналов (технология МЭК-61850 GOOSE)

Принцип работы

Принцип работы рассмотрим на примере возникновения внутреннего (на шинах) и внешнего (на присоединении) замыканий.

Замыкание на шинах 6-35 кВ (в зоне действия ЛЗШ)

Замыкание в зоне действия ЛЗШ

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода, к точке КЗ;
  • Защита ввода (и МТЗ и отдельная ускоренная ступень ЛЗШ) пускается от данного тока;
  • Защиты присоединений не пускаются потому, что через них ток КЗ не протекает (подпитки “снизу” нет)
  • Так как сигнал “Блокировка ЛЗШ” нижестоящими защитами не выдается, то защита ввода (ускоренная ступень ЛЗШ) отключает выключатель ввода с временем 0,1-0,15 секунд

Замыкание на присоединении (вне зоны действия ЛЗШ)

Замыкание вне зоны ЛЗШ

  • Ток КЗ протекает от энергосистемы, через ТТ защиты ввода и ТТ защиты фидера, к точке КЗ;
  • Происходит пуск защиты ввода (МТЗ и отдельной ускоренной ступени ЛЗШ) и защиты фидера (МТЗ и, возможно, ТО);
  • Защита присоединения мгновенно выдает сигнал пуска собственных защит (Блокировка ЛЗШ) на защиты ввода (через сухой контакт);
  • Защита ввода принимает сигнал “Блокировка ЛЗШ” и блокирует ускоренную ступень ЛЗШ (МТЗ ввода остается в работе);
  • Защита фидера отключает свой выключатель для устранения КЗ, МТЗ ввода возвращается;
  • При отказе защиты фидера, КЗ устраняет МТЗ ввода с выдержкой времени.

Зона действия ЛЗШ

Зона действия ЛЗШ показана на рис. 3

Зона действия ЛЗШ

Стоит отметить, что несмотря на название, ЛЗШ защищает не только сами шины, но и зону выключателей. Как и для дифференциальной защиты шин, ее зона действия определяется местами установки трансформаторов тока.

На этом об Основах ЛЗШ все! В следующий раз поговорим о возможных схемах реализации логической защиты шин в реальных проектах.

27 comments on “Логическая защита шин (ЛЗШ)

  1. Дмитрий Василевский

    Приветствую всех на новом сайте!

    Reply
  2. Рус

    Спасибо оч интересно! И неплохо было б если расскажете о УРОВ с наглядными схемами!

    Reply
    1. Дмитрий Василевский Post author

      Я думаю УРОВ как раз будет после ЛЗШ) Они обычно вместе идут при перечислениях.. По ЛЗШ будет еще 1-2 поста, там есть еще нюансы

      Reply
  3. Иван Ехлаков

    Очень интересный материал, все предельно кратко и понятно. Но пока для меня он как факультативный, тк объекты 90% электромеханика:-) Автору спасибо, успехов.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский Post author

      Иван, спасибо! А электромеханика практически у всех сейчас, 76% — это не шутки)

      Reply
  4. Дмитрий Василевский

    пока, к сожалению, никак.. проблемы с сервисом рассылок.. может выложу в скором времени ссылки на скачку материалов под соц. замком..

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      пока, к сожалению, никак.. проблемы с сервисом рассылок.. может выложу в скором времени ссылки на скачку материалов под соц. замком..

      Reply
  5. Дмитрий

    Отлично!подскажите пожалуйста, то есть если мы применяем ЛЗШ то на вводном выключателе и СВ будет только МТЗ? ТО не будет,потому что не будет селективности с отходящими линиями, я правильно понял?спасибо.

    Reply
  6. Дмитрий

    Отлично!подскажите пожалуйста, то есть если мы применяем ЛЗШ то на вводном выключателе и СВ будет только МТЗ? ТО не будет,потому что не будет селективности с отходящими линиями, я правильно понял?спасибо.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      ТО на вводе и СВ никогда не применяют потому, что она будет неселективна.. это не зависит от наличия ЛЗШ

      Reply
  7. Дмитрий Василевский

    ТО на вводе и СВ никогда не применяют потому, что она будет неселективна.. это не зависит от наличия ЛЗШ

    Reply
  8. Федор

    Шикарно написано. Кратко, понятно, без лишних слов. Единственное, с чем я не согласен, так это то, что применение ЛЗШ сдерживала элементная база. А что, реализовать ЛЗШ на старой элементной базе (электромеханике) есть какая-то проблема? По-моему, никакой. Даже школьник сделает. Видимо, проблема в чем-то другом была. Наверное, просто не делали и всё тут. Скорее всего идея применения ЛЗШ к нам пришла вместе с микропроцессорными РЗА. А мы оценили и не стали отказываться.

    Reply
  9. Федор

    Шикарно написано. Кратко, понятно, без лишних слов. Единственное, с чем я не согласен, так это то, что применение ЛЗШ сдерживала элементная база. А что, реализовать ЛЗШ на старой элементной базе (электромеханике) есть какая-то проблема? По-моему, никакой. Даже школьник сделает. Видимо, проблема в чем-то другом была. Наверное, просто не делали и всё тут. Скорее всего идея применения ЛЗШ к нам пришла вместе с микропроцессорными РЗА. А мы оценили и не стали отказываться.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      да, я согласен.. видел ЛЗШ на реле и неоднократно.. а почему раньше не применяли — вопрос интересный.. может просто не думали, что так можно?))

      Reply
  10. Дмитрий Василевский

    да, я согласен.. видел ЛЗШ на реле и неоднократно.. а почему раньше не применяли — вопрос интересный.. может просто не думали, что так можно?))

    Reply
  11. антон

    а если ЛЗШ срабатывает на вводной ячейке,то погаснет секция? будет ли дальше срабатывать АВР через СВ?

    Reply
  12. антон

    а если ЛЗШ срабатывает на вводной ячейке,то погаснет секция? будет ли дальше срабатывать АВР через СВ?

    Reply
    1. Владимир

      ЛЗШ срабатывает при КЗ на шинах, подает сигнал на откл ВВ и запрещает АВР и АПВ. Также в ней предусмотрены ступени, если схема «косая».

      Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.