Логическая защита шин (ЛЗШ) – Схемы

Схемы логической защиты шин (ЛЗШ)В данной статье поговорим о принципах действия ЛЗШ, вариантах организации ее цепей, а также обсудим применяемые при проектировании схемы и их преимущества и недостатки

Как вы уже знаете из первой части, для работы ЛЗШ требуется, чтобы терминалы защиты вводов и секционного выключателя получали информацию о пусках защит отходящих присоединений. Для этого все терминалы защиты на подстанции должны быть соединены медными проводами или, для подстанций нового поколения, горизонтальными каналами связи.

Мы будем рассматривать стандартные схемы соединения терминалов РЗА — с использованием проводов и шинок.

Существует две основных схемы организации ЛЗШ — параллельная и последовательная. Обсудим каждую из них.

  1. Параллельная схема ЛЗШ

Параллельная схема ЛЗШ

Контакты пуска защит отходящих присоединений и СВ соединены параллельно друг другу (отсюда и название схемы) и подключены к общей шинке «Блок. ЛЗШ» (ELZB).

Шинка «Блок. ЛЗШ» (ELBZ1) подключается к дискретному входу терминала защиты ввода. Такие же шинки от защит присоединения подключаются к дискретным входам терминала защиты СВ.

Логика работы при этом следующая:

Для ЛЗШ ввода

  1. Если пускается защита ввода и на шинке ELBZ1 присутствует «+» (один из контактов замкнут), значит вместе с вводом пустилась защита присоединения или СВ, значит короткое замыкание произошло «ниже», значит ускоренная ступень защиты ввода блокируется
  2. Если пускается защита ввода и на шинке ELBZ1 напряжение отсутствует (ни один из контактов не замкнулся), значит нижестоящие защиты не пустились, значит ток КЗ через них не протекает, значит короткое замыкание произошло на шинах (до трансформаторов тока защит присоединений) — ускоренная ступень защиты ввода срабатывает и отключает ввод с минимальной выдержкой времени

Для ЛЗШ СВ (работа в послеаварийном режиме, через один ввод и СВ)

Здесь все то же самое, только на один контакт меньше (исключается пуск защит самого СВ) и шинка своя — ELBZ2.1(2).

ЛЗШ СВ должна блокироваться от присоединений и первой и второй секции шин. Поэтому можно либо использовать два дискретных входа защиты СВ и две шинки ЛЗШ СВ (по одной от присоединений каждой секции) как показано на Рис.1, либо выполнить объединенную шинку и подключить ее к одному дискретному входу блока СВ.

В первом варианте подключение более удобное и информативное, особенно при расследовании аварии (просмотр журналов аварии защит СВ).

Второй вариант позволяет “съэкономить” вход в терминале СВ, что полезно при использовании небольших терминалов защит. Однако, помните, что чем больше контактов входит в общую цепь ЛЗШ, тем менее надежна вся система в целом. Это справедливо и для параллельной и для последовательной ЛЗШ.

Решение о применении той или иной схемы принимает проектировщик.

  1. Последовательная схема ЛЗШ

Последовательная схема ЛЗШ

Здесь контакты пуска защит присоединений и СВ (для ЛЗШ ввода) идут последовательно, друг за другом, причем это уже нормально замкнутые контакты. Вся эта цепочка также подключается на дискретный вход блока защиты ввода.

В этой схеме блокировка ЛЗШ ввода формируется не по наличию, а по отсутствию напряжения на входе блока!

В нормальном режиме на входе терминала ввода присутствует «+». Если происходит пуск защит присоединения или СВ, то его контакт меняет свое положение на открытое и разрывает общую цепь. В этом случае блокируется ЛЗШ ввода (ускоренная ступень).

Последовательная схема ЛЗШ позволяет контролировать цепь на обрыв. Это ее главное преимущество перед параллельной схемой.

Если происходит обрыв цепи ЛЗШ, то блок защиты ввода фиксирует пропадание напряжения на своем входе. Если при этом не происходит пуска токовых защит ввода, то значит это обрыв, а не сигнал блокировки, и через некоторое время блок защиты ввода выдает сигнал «Неисправность ЛЗШ».

Чувствительность защит

Для ЛЗШ, как, впрочем, для любой защиты с пусковыми токовыми органами, важно согласование чувствительности смежных защит (ввода и СВ, ввода и отходящих присоединений, СВ и отходящих присоединений).

Это значит, что защита ввода не должна быть более чувствительна, чем любая из защит отходящих присоединений.

На первый взгляд, довольно странное замечание, но не забывайте, что при коротком замыкании через присоединение протекает только ток КЗ, а через ввод — ток КЗ и еще ток оставшейся нагрузки. Если вы не учтете этот ток нагрузки, то защита ввода может пуститься, а защита присоединения — нет (особенно для КЗ через переходное сопротивление или КЗ на смежном участке). В этом случае получим ложное отключение всей секции от ЛЗШ.

О том, как правильно выбирать уставки МТЗ см. здесь

Организация питания цепей ЛЗШ

  1. Питание цепей ЛЗШ преимущественно выполняют от оперативных цепей защит ввода и защит СВ.

Питание цепей ЛЗШ - вариант 1

Обратите внимание, что на Рис.3 представлен вариант организации ЛЗШ СВ через общую шинку и один дискретный вход.

2. Есть также вариант запитывать цепи ЛЗШ от отдельного автомата

Питание цепей ЛЗШ - вариант 2

Такой вариант позволяет использовать всего один контакт пуска защит присоединений, а не два! Таким образом вы уменьшаете количество задействованных контактов терминалов и уменьшаете общее количество цепей на подстанции.

Однако, у данного варианта тоже есть недостатки:

  • Необходимость использовать входы терминалов вводов и СВ без общей точки. Таких входов на терминале не всегда много, особенно если говорить при иностранные защиты;
  • Неудобно выводить ЛЗШ конкретной секции при ее выводе в ремонт потому, что все подключено на один автомат;
  • Для параллельной схемы приходится использовать развязывающий диод (см. Рис.4), который является ненадежным элементом. Это вопрос можно решать применением двух отдельных контактов пуска защит на присоединениях, но тогда исчезнет преимущество, которое я описал выше

А какой вариант схемы применяете вы? Пишите в комментариях

13 comments on “Логическая защита шин (ЛЗШ) – Схемы

  1. Иван Филин

    У нас на станции такой защиты я не видел, но мне понравился вариант с последовательно замкнутыми контактами, и питание ЛЗШ от общего автомата.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      да, под общий автомат также заводят, хотя сейчас чаще все же от автомата ввода

      Reply
  2. Anna Novichkova

    Я в основном использую последовательную схему ЛЗШ с отдельным автоматом. При этом на каждом присоединении устанавливаю ключ ввода/вывода ЛЗШ, параллельный НЗ контакту «Пуск МТЗ».

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      да, ключ вывода лучше ставить, иначе придется коротить на клеммах

      Reply
  3. Дмитрий

    Глупый вопрос для бывалых, но для меня все таки вопрос) Зачем ЛЗШ если есть Дгз и все наоборот?

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      ДгЗ реагирует только на дуговые замыкания, при металлических она не спасет.. ЛЗШ защищает только шины, а дуговая все отсеки КРУ, причем работает она быстрее ЛЗШ. В общем это разные защиты и обе нужны

      Reply
      1. Дмитрий Хмелёв

        Спасибо за ответ, теперь все стало ясно)

        Reply
  4. Марина Новосельцева

    Дима, есть схемы для направленной ЛЗШ? С удовольствием бы посмотрела!

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      привет, вроде были в ДКИ.. спрошу у них, как буду на работе

      Reply
  5. Сергей

    Типовое решение от СЭЩ — параллельная схема

    Reply
  6. Иван

    а на СВ получается используется направленная защита ? и используется 2 дискрета ( один так сказать для 1 ЛЗШ установленной на 1C и 2 дискрет для 2 ЛЗШ для защиты 2 С)…

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      нет на СВ обычная МТЗ, которая пускается при КЗ на обеих шинах.. а вот дискретов обычно используется как раз два, вы правы

      Reply
  7. Игорь

    Подскажите по выбору уставки по току ЛЗШ. Если в качестве уставки по току ЛЗШ взять уставку МТЗ ввода и СВ соответственно, то такая ЛЗШ будет чувствовать КЗ за ТТ отходящих присоединений. И, при неисправностях в цепях блокировки ЛЗШ произойдёт её ложная работа.
    Если уж ЛЗШ предназначена для защиты секции шин, то почему не отстроить уставку по току от минимального двухфазного тока КЗ на секции?

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.