Итог по защитам типовых присоединений 6(10) кВ

Приветствую коллеги.

Сегодня мы завершаем рассмотрение защит и автоматики типовых присоединений 6(10) кВ. Проведем небольшую работу над ошибками по прошлым статьям и добавим на схемы недостающие элементы.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто комментировал, давал советы и подсказывал моменты, которые я упустил. Без вас эта работа была бы неполной.

Ну, а теперь давайте рассмотрим дополнительные функции, которые будут внесены в финальный отчет.

 

Защита от обрыва фаз линии (ЗОФ)

Предложение Дмитрия Актаева

В изначальном варианте я учитывал ее (защита от неполнофазного режима) только в двигателях 6(10) кВ, но по-сути она будет полезна и на линиях.

ЗОФ обычно выполняется при помощи контроля токов обратной последовательности, которые появляются при обрыве одной ли двух фаз. Наличие I2, при отсутствии аварийных токов, говорит либо о сильно несимметричной нагрузке, либо об обрыве провода. На 6(10) кВ нет однофазной нагрузки поэтому за исключением каких-то особенных случае (выпрямительная нагрузки, тяговые ПС и т.д.) сама нагрузка хорошо симметрирована за счет трехфазного исполнения и конструкции понижающих силовых трансформаторов. Поэтому признак по I2 для ЗОФ достаточно надежный.

Данная защита будет добавлена в качестве опциональной на линии 6(10) кВ.

 

Контроль цепей напряжения (КЦН)

Предложение Александра Ряжских

Здесь стоит отметить, что контроль цепей напряжения обычно входит в состав тех защит и автоматики, где есть цепи напряжения (дистанционные, направленные, АВР и т.д.) В случае нарушения цепей напряжения КЦН должен блокировать защиту или переводить ее в ненаправленный режим.

Здесь же речь идет об алгоритме КЦН в терминале ТН (10) кВ, который я упустил из виду, когда писал соответствующую статью. Этот алгоритм обычно действует на сигнализацию, для привлечения дежурного и оперативного персонала.

По принципу действия самым надежным наверное является алгоритм КЦН на сравнении суммы фазных напряжений и напряжения 3Uo c одного ТН. Если есть существенная разница между этими величинами, то возможно произошел обрыв провода.

Полное отключение цепей ТН контролируют через блок-контакт автомата питания шинок ТН (через дискретный вход). Также существуют и другие алгоримты КЦН, но их мы сейчас рассматривать не будет.

Стоит отметить, что данная функция может быть реализована и в других терминалах с цепями напряжения (например, на вводных терминалах), но в ТН это делать удобнее

КЦН будет добавлен в защиты и автоматику ТН 6(10) кВ.

 

Защита минимального напряжения БСК 6(10) кВ

Предложение Александра Ряжских

Защита минимального напряжения, которая отключает БСК при исчезновении напряжения на секции (например, при потере питания или отключении ввода). Требуется для того, чтобы не включить неразряженную батарею, например, при включении по АВР.

ЗМН будет внесена в обязательные функции защит БСК 6(10) кВ

 

Небалансная защита БСК 6(10) кВ

Предложение Константина

Небалансная защита БСК основана на измерении токов между симметричными секциями установок, собранных в двойную звезду. При пробое отдельного конденсатора баланс сопротивлений секций нарушается и между ними начинает протекать ток, который и фиксирует небалансная защита.

Обычно данная защита используется для БСК 110 кВ и выше, но сегодня в проектах начинают появляться БСК 6(10) кВ аналогичной конструкции.

Небалансная защита будет внесена в опциональные функции защит БСК 6(10) кВ, для компенсирующих установок по схеме «двойная звезда».

 

Защита от двойных замыканий на землю на двигателях 6(10) кВ

Предложение Александра Ряжских

Защиту от двойных замыканий на землю в принципе может выполнять и трехтрансформаторная МТЗ, которая чаще всего и применяется в современных проектах. Однако, если схема двухтрансформаторная, то защиту от данного вида повреждения должна выполнять защита нулевой последовательности, которая подключается к ТТНП.

Обычно двойные замыкания на землю устраняет защита от ОЗЗ, но если она выполняется с выдержкой времени, то добавляют отдельную степень (или реле), которое настраивается с бОльшим током, но уже без выдержки времени. На ОЗЗ и переходные процессы оно не действует, но большие токи КЗ через землю чувствует.

Защита от двойных замыканий на землю будет добавлена для всех двигателей 6(10) кВ, как опциональная.

 

На этом все. Осталось только отредактировать схемы и собрать итоговый документ. Как будет готово — сообщу.

Кстати, первыми PDF-отчет получать те, кто подписался на одну из наших почтовых рассылок. Позже выложу все на сайте.

Всем хорошей рабочей недели. Пока!

  • Николай

    По поводу ЗОФ.
    Значение I2 будет зависеть от величины тока нагрузки, при этом для любого присоединения, кроме двигателя (который за редким исключением работает на номинале), оно может находиться в достаточно широком диапазоне. При этом, выбирая небольшую уставку, есть риск ложного срабатывания при бОльших токах нагрузки (принимать несимметрию нулевой — не совсем верно, мне кажется). Соответственно, загрубляя уставку — есть риск не почувствовать обрыв при небольшой нагрузке.
    Поправьте, если что-то неверно изложил.

    • Дмитрий

      С I2 не просто, надо смотреть всю схему. Обычная промышленная и бытовая нагрузка не дает I2, по крайней мере большой. Однако, чистый обрыв провода — редкое явление. Обычно это либо обрыв с ОЗЗ/КЗ, либо медленное ухудшение контакта (например, болтового соединения). Ток I2 будет расти также медленно. Как это все считать не очень понятно.

      • Николай

        О чем и речь. Как использовать ЗОФ по I2 где-то кроме двигателей, мне не очень ясно.

  • Александр

    В схемах для ДГР и заземляющего резистора, нужно перевернуть заземляющий трансформатор?

    • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/131488400583096/ Дмитрий Василевский

      Да, это старая картинка. Опять здесь вылезла) В брошюре и статьях треугольник ниже звезды

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.