Привет всем!
Сегодня мы разберем предыдущий тест по принципам построения сетей.
Мне казалось, что я сделал простой полуразвлекательный тест, но что-то пошло не так) Вот результаты после недели опроса.
Справедливости ради отмечу, что тест получился довольно спорным, но обо всем по порядку. Поехали!
Большинство участников (85,2%) ответило правильно – 0,4 кВ. На это указывает заземленная нейтраль и “треугольник” сверху (обычно такое соединение обмоток присутствует на стороне 6-10 кВ). Тем более в вопросе указано, что это сторона НН понижающего трансформатора, а значит это не может быть 110 кВ.
Также проблем с правильным ответом практически не у кого не возникло. Однофазная нагрузка у нас в стране бывает только на стороне 0,4 кВ
Вопрос 3 и 4 оставим напоследок потому, что они вызвали самые большие затруднения.
5. Сколько минимум жил в кабеле 6 кВ требуется для подключения двигателя?
Очевидно, что в сети с изолированной нейтралью в кабеле только 3 фазных жилы. Здесь также большое количество правильных ответов.
6. Укажите класс напряжения сети на стороне ВН понижающего трансформатора
Еще один как оказалось сложный вопрос, хотя на первый взгляд не скажешь.
Снизу треугольник, а значит это изолированная нейтраль (обычно 6-10 кВ). Трансформатор понижающий, а значит не может быть 6/6 или 10/10 кВ (разделительные силовые трансформаторы). Остается 35 или 110 кВ. Нейтраль на стороне ВН изолированная. Это значит, что это 35 кВ.
7. Укажите класс напряжения сети на стороне ВН понижающего трансформатора
Соединение Y/Yo может быть либо для трансформаторов 6(10)/0,4 кВ, либо для трансформаторов 35/0,4 кВ. Двигателей 35 кВ не бывает (экзотику не смотрим), следовательно, это 6(10) кВ. Из представленных ответов подходит 10 кВ.
8. Укажите класс напряжения сети на стороне ВН понижающего трансформатора
Большинство ответили правильно. Здесь нужно внимательно посмотреть на нейтрали силовых трансформаторов. Одна из них заземлена, другая разземлена. Это значит, что 10 и 35 кВ отпадают сразу (они с изолированной, компенсированной нейтралью или резистивной нейтралью). Из 110 и 220 кВ частичное разземление нейтрали допускается только в 110 кВ (сеть с эффективно заземленной нейтралью), для уменьшения токов однофазных КЗ. Это и есть правильный ответ
Теперь давайте вернемся к самым сложным и, соответственно, спорным вопросам. Они в принципе связаны друг с другом потому, что относятся к сетям 0,4 кВ. Давайте я сначала озвучу свою версию правильных ответов.
Согласно ПЭУ 1.7.57. Электроустановки напряжением до 1 кВ жилых, общественных и промышленных зданий и наружных установок должны, как правило, получать питание от источника с глухозаземленной нейтралью с применением системы TN.
Система TN-C (трехфазная 4-х проводная) в настоящее время запрещена. При системе TN-C-S (4-х проводная + 5-ти проводная) 4-х проводный участок допускается только до ВРУ/ГРЩ 0,4 кВ, где обязательно делается повторное заземление.
Трехфазный щит освещения ЩО (вопрос 3) расположен после ГРЩ, а, следовательно, и при TN-S и TN-C-S он подключается пятью жилами (A, B, C, N, PE)
Трехфазных двигатель 0,4 кВ (вопрос 4) может быть подключен 4 жилами (A, B, C, PE) потому, что представляет собой симметричную нагрузки и нулевой проводник не подключается.
Вот такие мои соображения.
Однако, есть одно НО, про которое я забыл – система заземления ТТ, где PE идет не в кабеле, а сразу с корпуса электроприемника на контур заземления.
Ее использование допускается, когда система TN не обеспечивает условия электробезопасности (ПУЭ 1.7.59). Что это за условия и когда это происходит не написано, но кроме этого вы должны обеспечить хорошее сопротивление контура заземления и обязательно поставить УЗО. В общем согласовать такую систему теоретически можно, но сложно. Насколько я понял сегодня систему ТТ применяют в основном для временных электроустановок (бытовки, дачные домики и т.д.)
Однако, это возможно и поэтому минимальное количество для ЩО – 4 жилы, а для двигателя 0,4 кВ – 3 жилы. Это правда. Те, кто ответил 4 и 3 жилы были правы, а я не совсем прав (брал в рассмотрение только стандартный случай). Только не применяйте систему ТТ в реальных проектах)
Если же вы писали 4 и 3 жилы, думая про систему TN-C, то все равно ошиблись потому, что она сегодня запрещена (только старые существующие электроустановки). Также странно, что неправильных ответов по ЩО гораздо больше, чем по двигателю 0,4 кВ. Наверное, тут тоже есть определенный процент ошибки, но это сложно отследить.
В общем, до определенного уровня лучше бы вам просто знать, что есть трех-и пятипроводные сети после ВРУ/ГРЩ, а про двух- и четырехпроводные забыть. Будет полезнее для работы)
Поэтому начинаю с сегодняшнего дня в тесте на вопросы 3 и 4 будет 2 правильных ответа. Так сказать, некий компромисс между общепринятой практикой и “тропой ягуара” для любителей острых электротехнических ощущений)
Ну, а этот эксперимент я считаю довольно успешным. Думаю, мы его повторим во второй части теста. Тем более, что задумки уже есть.
Удачи!
Дмитрий скажите пожалуйста, если в эффективно заземленной нейтрали 110 кВ разрешается частичное раземление нейтрали, то зачем тогда на трансформаторах 220 кВ нейтраль заземлять через ЗН? почему тогда не сделать как на 330-750кВ наглухо заземленную нейтраль? Тест классный, жду продолжения) Спасибо
Добрый день, Иван. Не могу сказать зачем ЗН в нейтрали на 220 кВ, но нейтрали 220 кВ не разземляют (см. ПУЭ 1.2.16)