Защиты и автоматика воздушной линии 6(10) кВ

Защиты и автоматика воздушной линии 6-10 кВ

Воздушная линия 6(10) кВ имеет схожий состав защит и автоматики с аналогичной кабельной линией, но есть некоторые нюансы.

Токовая защита от ОЗЗ

Вы видите, что токовая защита от ОЗЗ по 3Io исчезла из обязательных. По сути, ПЭУ не делает различия между типами линий, но для воздушных сетей ток замыкания на землю может оказаться настолько мал, что данная защита просто не будет работать (устройству РЗА может не хватить чувствительности аналогового канала для измерения 3Io)

Также на полностью воздушной линии нет трансформаторов тока нулевой последовательности («бублика»), а суммирование фазных токов дает большую погрешность. На таких объектах остается только использовать надежную неселективную сигнализацию по 3Uo.

Однако, если ток все же достаточен для работы защиты по 3Io, то применять ее нужно! Также часто в начале воздушных линий делают короткую кабельную вставку для упрощения подключения к ячейке КРУ. В этом случае на линию устанавливают ТТНП, что также улучшает работу защиты от ОЗЗ.

Стоит отметить, что здесь мы не рассматриваем случаи, когда по условиям эксплуатации, нужно отключать линию при возникновении ОЗЗ (обычно по 3Uo). Такие требования есть, например, в карьерах и на торфяных разработках. Отнесем это к  специальным электроустановкам.

Автоматическое повторное включение

На воздушных линиях всегда нужно вводить автоматическое повторное включение (АПВ). Алгоритм пробует включить линию после аварийного отключения, проверяя наличие КЗ. Часто на воздушных линиях КЗ самоустраняются и тогда АПВ бывает успешным.

В России АПВ обычно делается на один цикл, т.е. в случае сохранения КЗ на линии, других попыток автоматического включения не производится.

Автоматическое повторное включение — важный элемент для увеличения надежности электроснабжения потребителей.

Автоматика управления выключателем

Теперь несколько слов про автоматику управления выключателем (АУВ).

Это общая автоматика для всех присоединений, где есть силовые выключатели. Рассматриваем ее в этом разделе для примера — в остальных присоединениях АУВ работает аналогично.

Под АУВ понимается группа алгоритмов, которые обеспечивают корректное управление силовым выключателем, а именно:

  • Алгоритм включения выключателя (оперативное и автоматическое)
  • Алгоритм отключения выключателя (оперативное и автоматическое)
  • Контроль готовности привода к операции
  • Контроль целостности цепей управления
  • Контроль давления элегаза (для элегазовых выключателей)
  • Другие функции, относящиеся к управлению выключателем

Алгоритмы включения/отключения как бы собирают все сигналы управления из других систем (пульт управления, АСУ, автоматика, защиты и т.д.) в итоговый сигнал, с учетом необходимых блокировок. Эти алгоритмы, например, контролируют режим управления (местное/дистанционное) и не дают пройти несанкционированной команде на выходное реле

АУВ также контролирует готовность привода к операции с учетом типа выключателя. Для выключателей с пружинным приводом, например. контролируется состояние пружины (заряжена/разряжена). Для выключателей с электромагнитным приводом АУВ контролирует состояние автомата ШП.

Контроль целостности цепей управления обычно осуществляется через прием сигналов РПО и РПВ. Например, чтобы разрешить команду включения АУВ должен зафиксировать сигнал РПО. Если интересна эта тема, то прочитайте вот эту статью

При снижении давления элегаза ниже критического АУВ обычно полностью блокирует управление выключателем во избежание серьезных аварий. Также, в некоторых решениях, при этом, происходит ускорение УРОВ данного выключателя потому, как функция отключения все равно блокирована.

Есть выключатели, которые позволяют отключать рабочие номинальные токи даже без элегаза внутри дугогасительной камеры, и тогда такой выключатель можно заранее автоматически отключить, чтобы не допустить развития аварии.

В общем тема АУВ очень обширная, но формат наших постов не позволяет ее полностью рассмотреть.

Поэтому давайте на этом завершим рассмотрение ВЛ и перейдем к защитам и автоматике понижающих трансформаторов 6(10)/0,4 кВ

На рисунке
Терминал защиты и автоматики линии 6(10) кВ типа Сириус-2-Л. Разработчик ЗАО «Радиус-Автоматика», www.rza.ru

Сириус-2-Л содержит все перечисленные в статье защиты

5 comments on “Защиты и автоматика воздушной линии 6(10) кВ

  1. Сергей

    Дмитрий, добрый день! А есть ли какие-нибудь специфические требования к РЗА комбинированных кабельно-воздушных ЛЭП?

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      Там с АПВ бывают нюансы, но не всегда. Также на таких линиях труднее считать защиты и ОМП из-за неоднородности участков. Но в целом все то же самое, что и для ВЛ

      Reply
  2. Дмитрий Актаев

    Добрый день! В случае если трансформатор потребителя подключен через плавкие вставки, можно применить защиту от обрыва фаз. Она может спасти потребителей, которые остались питаться от поврежденного трансформатора по двум фазам. Необходимость ЗОФ конечно нужно рассматривать индивидуально. В одном из проектов ставили такую защиту даже на линии 110 кВ с двустороннем питанием. Там удалось выполнить ЗОФ в виде защиты нулевой последовательности, фиксирующей перегорание плавкой вставки 110 кВ в одной из фаз на трансформаторе 110/10 кВ отпаечной ПС.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      Добрый день.
      Да, про ЗОФ уже думал. Ее можно добавить в список базовых, ее часто требуют в ТЗ. Добавлю в конце, после завершения серии. Там еще кое-что накопилось

      Reply
  3. Павел Ивляков

    Может кто сталкивался. Реклоузер на ВЛ, с применением ism_15_l и ter_cm_16. Как полноценно реализовать целостность ЦУ на терминале ( я про вход РПВ и РПО). У данных терминалов электромагнит один (3 общее) на включение и отключение. Готовность модуля реализуется внутренней логикой (имеется контакт готовности в цепи управления)?

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.