Дешунтирование снова в моде

Терминалы с дешунтированием БМРЗ, Орион, ТОРИдея использовать энергию ТТ для отключения выключателя сегодня переживает ренессанс. Большинство производителей релейной защиты уже выпустило или выпустит в ближайшее время терминалы РЗА, работающие на переменном оперативном токе и имеющие в составе мощные реле (полупроводниковые или контактные), способные коммутировать токи в 150А и выше. И подобные терминалы пользуются большим спросом.

Сегодня поговорим почему так происходит и что вообще такое — схема дешунтирования катушек отключения?

Немного теории

Принцип ДШ прост — при срабатывании защиты, устройство РЗА, при помощи мощных контактов, вводит во вторичную цепь ТТ специальные электромагниты отключения, которые срабатывая, отключают выключатель.

Принцип дешунтирования

Принцип дешунтирования на эл./мех. реле

Проще только схема с реле прямого действия, где измерительные катушки встроены в сам привод. Но в ней катушки отключения всегда «висят» на ТТ, увеличивая их погрешность, а при ДШ подключаются только после срабатывания защиты, когда решение на отключение уже принято. И если реле идет с самоподхватом выходного контакта отключения, как например, РП-361, то вам уже все равно какая там погрешность ТТ. Это большой плюс.

Вам также надо позаботиться о том, чтобы контакты были способны коммутировать наибольшие вторичные токи ТТ (для таких схем до 150А) и делали это без разрыва цепи потому, что иначе «все пропало».

Вот и все. Есть ток КЗ — реле срабатывает и этот ток отключает выключатель. Нет тока КЗ — значит и защите работать не нужно.

«А помнишь как все начиналось?..»

Если эту статью читают матерые релейщики, то они наверняка подумают: «нет, блин, даже я не помню, когда все началось, а тебя тогда еще и в проекте не было!») И будут правы. Потому, что старше ДШ наверное только плавкие вставки. Но они вообще ровесники электротехники.

Реле РТ-85

Реле максимального тока РТ-85 (корпус снят)

Самые популярные электромеханические реле способные дешунтировать катушки отключения были и есть РТ-85/95 и РП-341/361. Первые являются «вещью в себе», которая и измеряют и выполняют основную работу. Вторые просто исполнители, для работы им в связке нужны обычные измерительные реле, например, РТ-40.

Несмотря на то, что РТ-85 реализует принцип «одного окна» у него есть недостаток — малый коэффициент возврата для возможности удерживаться в сработанном состоянии, при уменьшении вторичного тока после дешунтирования. А это означает низкую чувствительность.

РП-341/361 лишены таких недостатков потому, что работают с подхватом.

Реле РП-341

Реле промежуточное РП-341

После электромеханики появились электронные реле со схемой дешунтирования. Например, реле РСТ-40/42. Здесь все тоже самое, что и РТ-85/95, только элементная база другая. Вроде как работать должно точнее, «кушать» по токовым цепям меньше и ДШ делается не при помощи контактов, а полупроводниковым бесконтактным реле.

Реле РСТ-40 пр-ва ООО "Реон-Техно"

Реле РСТ-40 (ООО «Реон-Техно»)

Дальше пошли микропроцессорные терминалы с функцией дешунтирования и, как не странно, именно их сейчас по типам больше, чем первых двух поколений. Почему так?

Ну во-первых, у нас в стране много производителей МП РЗА. Надо же им чем-то заниматься) Во-вторых, накладывает отпечаток система реконструкции и замены устаревшего оборудования, проводимая многими компаниями. «Получил в год денег на замену релейки на одной секции 6 кВ — крутись как хочешь. И вместо того, чтобы снести старую РПшку бульдозером, ты ее начинаешь «наряжать». Какой уж тут СОПТ, какие новые выключатели?.. Все должно быть дешево и сердито».

Менять старую электромеханику на новую — так себе вариант, хотя кто-то это делает. А вот поменять электромеханику на МП РЗА,  да еще «баш на баш», без доп. расходов — это дело. «Инновации»,  «повышение наблюдаемости» объекта и все такое. Под это денег можно выбить побольше, так как уже не ремонт, а реконструкция.

Есть спрос — будет и предложение. Вот и стали появляться терминалы с ДШ, как грибы после дождя. Так какие плюсы и минусы есть у схем с МП РЗА в контексте дешунтирования? Приведу здесь свои соображения.

 

Микропроцессор v.s. Новая электромеханика

  1. Надежность

У всех производителей по-разному, но, думаю, в целом электромеханика все же надежнее. Хотя бы потому, что ломаться там практически нечему. Ну и потому, что в большинстве терминалов последним звеном является также электромеханическое реле (пусть и более современное), а внутри корпуса еще много чего есть. Да еще и программная часть присутствует. Мда.. Прости терминал, но истина дороже)

Счет: 0:1

  1. Точность измерения

Сюда я бы отнес сопротивление аналоговых каналов  так, как они влияют на погрешность ТТ и точность в целом, и дискретность задания уставок. Ну здесь, несомненно, МП РЗА в разы лучше.

Счет: 1:1

  1. Быстродействие

По идее электомеханика срабатывает быстрее,  особенно при первом включении на КЗ, когда терминалу РЗА нужно еще «проснуться», зарядить внутренние источники и только потом отключать выключатель.

Однако, если принять во внимание бОльшие ступени селективности для электромеханики (0,7-0,8с против 0,25-0,3с у МП РЗА) и большую погрешность работы старых реле, то я отдаю победу терминалу. К тому же учтите, что «просыпается» современный терминал за время около 0,2-0,25 с и при первом включении действует ускорение МТЗ, чего в старых схемах я встречал не часто.

Счет: 2:1

Терминал Орион-РТЗ

Орион-РТЗ (ООО «Радиус-Автоматика») — один из первых терминалов с функцией дешунтирования

  1. Простота настройки

Проще конечно настроить реле, чем терминал. Это факт. Не забывайте только, что и сама настройка реле будет не такой точной.

Счет: 2:2

  1. Зависимость от оперативного тока

Ну, тут возможности равны. Оба «участника» получают питание от токовых цепей.

Надо отметить, что терминалы могут работать от тока нагрузки (3-4 А суммарно на фазах А и С), а следовательно, находятся в работе даже в нормальном режиме. К тому же в терминалах есть отдельный вход питания от ЩСН-0,4, что повышает живучесть системы РЗА в целом (ШУ у вас в ячейке есть всегда, для схемы управления). Пол балла за новые решения!

Счет: 2,5:2

  1. Наблюдаемость за объектом

Терминалы имеют возможность встраиваться по цифровым каналам связи в системы АСУ и в них есть релейные выходы для Телемеханики.

Не спешите фыркать, мол, на фига на старой РПшке АСУ? Это ж сколько стоит и куда это ставить? Есть небольшие бюджетные шкафчики, которые вешаются на стенку в РУ и подключаются к GSM-модему. Осциллограммы вы, конечно, так вряд ли скачаете, но отправить дежурному SMS’ку с номером фидера и причиной отключения вполне можно. Тем более, что сотовая связь сейчас есть практически везде, где есть подстанции.

В общем у терминалов такая возможность есть, а у электромеханики нет. Поэтому плюсуем.

Счет: 3,5:2

  1. Дополнительные алгоритмы и потенциал развития

Прежде всего это дуговая защита, ЛЗШ и УРОВ. Все это гораздо легче сделать на терминалах, чем на реле.

Дуговую сейчас требуется по ПУЭ при новом строительстве и реконструкции. ЛЗШ резко уменьшит время отключения КЗ на шинах, а УРОВ может быть полезен при отказе выключателя фидера, что на старых подстанциях не редкость. Особенно это полезно при отсутствии дальнего резервирования вводом, КЗ, например, на стороне 0,4 кВ трансформатора. А иначе гореть этому трансу жарко и весело

Также есть вероятность установки в будущем нового выключателя в старую ячейку (еще один вид ретрофита), для которого нужно делать нормальную АУВ. Терминал РЗА сделает это с легкостью потому, что в нем есть входы/выходы и заложены соответствующие алгоритмы. А вот электромеханику вам нужно будет снова менять.

Не следует, однако, забывать о том, что для работы дискретных входов требуется стабилизированное напряжение, а следовательно, дополнительные блоки питания. Были попытки сделать терминалы с внутренним питанием входов, но широкого применения эта идея не нашла. А жаль.

Счет: 4,5:2

Терминал ТОР-120

ТОР-120 (ООО «Релематика») — минимальный ток надёжной работы по одной фазе 2,5 А

  1. Допустимость применения и технический уровень объекта

В некоторых компания нормативно запрещено применять при новом строительстве электромеханику или же согласовать такое решение будет сложно.

Если посмотреть на то, как и кем принимается решение на реконструкцию объекта, то становится понятно, что легче обосновать выделение средств на что-то новое, чем на ремонт старого. Особенно если разница в деньгах не большая, а на выходе получаются реальные преимущества.

Это не относится напрямую к технике, скорее к программам инвестиций и отчетам о работе начальников своим еще большим начальникам, но не учитывать этот факт нельзя. Здесь все новое имеет преимущество перед всем старым. Прогресс, как известно, не остановить)

Счет: 5,5:2

  1. Габариты

Конечно терминалы занимают меньше места, чем комплект электромеханических реле. Однако, если рассматривать именно ретрофит старой подстанции, то это не играет особой роли. Ведь ячейки уже есть, и их габариты позволяют установить и реле и терминалы.

Правда, есть новые объекты, где устанавливают привода с ДШ потому, что СОПТ там ставить дорого. Вот здесь меньшие размеры терминалов играют решающую роль. Полбалла за компактность.

Счет: 6:2

  1. Стоимость

Ну, что сказать…)

Итоговый счет: 6:3

В общем, получается, что терминал лучше новой электромеханики, если смотреть именно эти параметры и принять, что их важность одинакова. Абсолютно объективный хит-парад)

Ну, а с другой стороны, есть возможность вытащить старый комплект из электромеханических реле, поставить внутрь небольшую современную коробочку, подключить ее на те же цепи, выставить в ней те же уставки и, вуа-ля. У вас в хозяйстве уже микропроцессорные защиты. И не говорите, мне, что вы об этом не мечтали)

Терминал БМРЗ-50

БМРЗ-50 (ООО НТЦ «Механотроника») — время старта, при включении на КЗ менее 0,2 с

Принцип дешунтирования — один из самых надежных способов обеспечить гарантированное отключение поврежденного присоединения и с приходом в этом сегмент современной цифровой техники, эта идея получила новую жизнь.

Ну, как то так…

Понравилась статья? Поделитесь ей в соц. сетях, нажав на одну из кнопок ниже.

 

16 comments on “Дешунтирование снова в моде

  1. Денис Данилович

    Хотели поменять защиты на фидерах на БМРЗ-50 «Механотроника» представитель завода приезжал общались с ним всё красиво должно было быть.Но на этот год БМРЗ-50 сказали что не будут выпускать.

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      Да, по 50ке решили провести дополнительные испытания потому, что данный блок предназначен для эксплуатации в самых неблагоприятных условиях.. поэтому и выпуск задержался.. но по мне так лучше позже, чем с косяками) с нового года пойдет в серию

      Reply
    2. Александр

      REJ603? Плохо, что требует специальные ТТ. Анонсы БМРЗ-50 пропустил, познакомлюсь.

      Reply
      1. Денис Данилович

        Не слышал про REJ603.У вас есть опыт работы с ним?Как они себя показали в эксплуатации?

        Reply
        1. Александр

          Опыта нет, работают больше 3-х лет, строго-настрого запрещено трогать по условиям гарантийных обязательств.

          Reply
  2. Андрей

    Не плохое лоббирование цифровых устройств и развод на дополнительные плюшки.
    1. Вот только Вы наверно не встречались с ячейками КСО, где дуговую защиту Вам не реализовать, а значит надо ставить КРУ.
    2. А по поводу СМСок, так не факт что она прилетит раньше, чем потребитель, в нервных конвульсиях, дозвонится до диспетчера.
    3. Предлагаете еще и ТСН для надежности ТПухи поставить, а почему не сразу новую полноценную РТП построить?
    4. Ах да, а еще наша любимая тема про ЭМС и статическое электричество, которым ваши сервисные порты выбивают.

    Так что счет равный. 😉

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      Спасибо за оценку моей способности лоббирования технических решения) Уверен, руководство оценит))

      Ну а теперь по пунктам:
      1) В КСО можно и нужно делать дуговую защиту – просто она будет отключать всю секцию при любом дуговом КЗ, что, по-моему, правильно так, как речь идет о самом опасном виде повреждения. КСО является разновидностью КРУ, а в КРУ дуговая защита при новом строительстве и реконструкции требуется по ПУЭ. ПУЭ нарушать нехорошо, да и лучше быстро отключить дугу, чем лопатой выгребать из ячейки все, что там потом останется (с учетом КЗ на шинах и времени работы защиты ввода 1,5-2 с).

      2) С учетом того, что сейчас везде стоят цифровые АТС – не факт, что, при погашении, потребитель куда-то сможет позвонить) Остается только мобильная связь, а именно про нее я и говорил, когда упоминал про GSM. Предупрежден – значит вооружен.

      3) Я писал не про ТСН, а про ЩСН. Его можно запитать от стороны 0,4 силового транса. Опер. ток у вас все равно есть так, как есть схема управления выключателем на ключах и релюхах.

      4) Ну, ЭМС – это самая острая тема для МП РЗА, согласен. Есть много факторов, которые могут привести к повреждениям и сбоям оборудования. Это зависит не только от блока РЗА, условий эксплуатации и состояния контуров заземления, но и от действий оперативного персонала. Надо смотреть на проблему комплексно, хотя могу сказать, что последние поколения терминалов имеют гораздо более лучшую защиту от ЭМС, чем первые.

      Если же сравнивать с электромеханикой, то конечно она выигрывает у любого терминала. Так же как Москвич-403 по стойкости к коррозии корпуса выигрывает у любого современного Мерседеса 😉

      Reply
  3. Михаил

    Так когда нам ждать БМРЗ-50?
    РЭ предварительные уже появились?

    Reply
    1. Илья Иванов

      Рэ выйдут вместе с блоком. Блок с нового года.

      Reply
  4. Дмитрий

    Очень годная тема. Вообще считаю, что ДШ на простых ПС гораздо надежнее, чем СОПТ. Батарею все таки нужно обслуживать и следить. Даже за современными. А ДШ поставил и забыл. На больших ПС где есть ОПУ с отоплением и постоянным персоналом СОПТ хорошо. А на ПС которые обслуживаются ОВБ лучше ДШ. А с тактми терминалами вообще красота. Еще бы защиты трансформаторов такие сделать 🙂

    Reply
  5. Артём

    Подскажите какие Вакуумные выключатели способны работать с МПЗ с дешунтированием ?
    Хотим поставить BB/TEL но не нашли информации могут ли они работать с МПЗ с дешунтированием ?

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      В ВВ/TEL нет как такового дешунтирования — это магнитная защелка. Там ДШ вообще не нужно потому, что есть подпитка блока управления CM16 от токовых цепей.. Другое дело, что в блоке управления есть схема имитирующая ДШ, для того чтобы было удобнее проводить ретрофит.. остальные вакуумники могут работать по схеме ДШ, если вы при заказе укажете дополнительные токовые расцепители

      Reply
  6. Гость

    Почему у БМРЗ-50 питание оптронов внешее? Вроде как устр-во малогабаритное и позиционируется как решение для ретрофита(не уверен), но для питания цепей ЛЗШ/УРОВ на переменном опер. токе приходится использовать БК-101/БПК-5-Т (ввод и СВ), места для которых в ячейке (релейном шкафу) маловато. Лучше бы габариты были больше, но с внутренним БП =24В как в Орион-РТЗ/Сириус-2-БПМ, чтоб ваще забыть об этих гробах с конденсаторами. Я понимаю, это не сайт тех. поддержки МТ, но всё же))

    Reply
    1. Дмитрий Василевский

      Идея хорошая, но я бы сделал 220 В. Все-таки при ретрофите старые цепи и старые контакты реле, с непонятно каким сопротивлением

      Reply
      1. Гость

        Да, 220В хорошо будет.
        А так, девайс отличный (как для проектирования), всё есть, ничего лишнего. Был бы БП встроенный, цены бы ему не было.
        Ещё если бы у МТ был терминал примерно в таком же форм-факторе как и 50-ка, только для защит по напряжению и с логикой АВР (для установки в камеры ТН, аналог Сириус-ТН-К, например), то ваще была бы бомба))
        P.S. В составе БМРЗ-107 только АВР, а в 104-ТН есть всё, кроме АВР — это печалька.

        Reply
  7. Андрей

    Так-то счет 0:10, поскольку после надежности остальные факторы можно уже не рассматривать. У нас тут намедни одномоментно сгорело 18 терминалов (блоки питания — капут), и, по мне, этим всё сказано. Либо нужно растить специалистов по ЭМС среди эксплуатационщиков и делать это (хотя бы отчасти) за деньги производителей МП УРЗА, которые должны понимать, что это, в первую очередь, в их интересах. Либо возвращаться к электромеханике: баобаб он и есть баобаб.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.